Alex Vinokur (alex_vinokur) wrote,
Alex Vinokur
alex_vinokur

Category:

*** (С неприязнью к Илье Эренбургу)

С неприязнью к Илье Эренбургу
Относилась Лидия Гинзбург.
Но не лично, по делу сугубо,
Он - её этический недруг.

Всё же я возвращаюсь к обоим.
Не ищу на то объяснений,
Только ящик Пандоры открою
Вместо радости совпадений.

2018


---------------------
Из дневников Лидии Гинзбург
http://www.belousenko.com/books/litera/ginzburg_dnevniki.htm

"Если первая часть «Оттепели» еще имела смысл фронды, то вторая не имеет уже никакого смысла; она, напротив того, выглядит елейно, — потому ли, что Эренбург, при всей внешней нераскаянности, все же испугался и замел следы, потому ли, что со времени первой части уже было сказано вслух такое, после чего не сработали ни семидесятилетний бодрячок из концлагеря, ни два дурацких художника, которые в сущности перестраиваются (не совсем — это был бы нежелательный штамп, — но слегка), один, начав писать дыни, другой — отличного производственника.

Н. говорит, что возник новый вид литературы — подхалимствующая фронда. Очевидно, он и станет ведущим. Эренбург — истинный отец этого жанра. Ему дозволялась, даже вменялась в обязанность легкая фронда и тогда, когда всем дозволялось одно чистое подхалимство.

Основной прием подхалимствующей фронды состоит в том, что на сцену выводятся легкие тени зла. В «Девятом вале» вернувшийся с фронта еврей, вдруг изумленный и потрясенный, обнаруживает существование антисемитизма (представленного подвыпившим дворником). И тут же друзья успокаивают его: действительно есть некоторые отсталые элементы. На них лучше не обращать внимание. Евреи, читая, восхищались.

Что ж, тогда и это было важно — сказать слово, ставшее непроизносимым именно для того, чтобы невозбранно могло совершаться дело. Но о делах страшных и кровавых врать с такой ужимочкой мог только неписатель. Только у неписателя нет внутреннего сигнала «Не трогать!» — для некоторого рода вещей, когда о них нельзя сказать правду.

Теперь то же самое он проделывает со старичком, семнадцать лет просидевшим в концлагере.

Антисемитизм есть, но носители его — подвыпившие дворники. В лагерях сидели, но из них выходили с девственным мировоззрением. Хороших художников еще зажимают, но народ, никогда не видевший ничего, кроме герасимовщины или репродукций с Шишкина и Айвазовского, с первого же взгляда понимает и принимает новое искусство, и славный производственник аллегорически предает себя кисти современного художника.

Вот и вздохнешь о добром старом подхалимстве без фронды. Это был условный и замкнутый в себе мир, вовсе не претендовавший на правдоподобие, — он поэтому в меньшей степени оскорблял страдания человеческие. Но эта патриархальная продукция не имеет сейчас шансов на дальнейшее развитие."


This entry was originally posted at https://alex-vinokur.dreamwidth.org/599543.html. Please comment there using OpenID.
Tags: 2018, about-erenburg, about-lidia-ginzburg, poetry, поэзия, стихи, стихи-2018, стихотворения
Subscribe

  • *** (Крепка разорванная связь)

    Крепка разорванная связь. Два полюса неразлучаемы, Живут отдельно, становясь Едва заметно различаемы. Как от грядущего навес, Хранят осколки…

  • *** (Самоанализ конструктивен)

    Самоанализ конструктивен, Но не в критический момент. Когда страшна альтернатива, Напрасен каждый сантимент. Лишь концентрированный опыт Даст…

  • *** (Мы не знакомимся. Считается естественным)

    Мы не знакомимся. Считается естественным - Раз нас судьба свела, так значит быть и вместе нам. Весь день по шпалам за цветами бегали. В траве росли…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments